Уровень образования | Нормативный срок обучения | Количество обучающихся | Наименования программы |
---|---|---|---|
Дошкольный |
6 |
616 |
Образовательная программа дошкольного образования |
Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам |
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Обязательная часть Программы оформлена в виде ссылок на ФОП ДО.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также ориентированные на потребность детей и их родителей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в Программе курсивом.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду
№ 124 города Пензы «Гномик» на основе региональных парциальных образовательных программ, ориентированных на краеведение.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик»;
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик»;
‒ календарный план воспитательной работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В организационном разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
В ДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого в групповых и прочих помещениях в наличии оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
В ДОУ используются обновляемые образовательные ресурсы - техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Программа воспитания
Программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик» основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде .
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик» предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация программы воспитания предполагает социальное партнерство МБДОУ с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Структура программы воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 города Пензы «Гномик» включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа развития
Программа развития (далее Программа) направлена на повышение качества воспитания и обучения и предполагает включение всех участников педагогического процесса в ее реализацию – руководителей, педагогов, детей и их родителей
Реализация Программы позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие дошкольного образовательного учреждения по всем направлениям за счет новых перспективных разработок, динамики инновационного развития, актуализации внутреннего потенциала МБДОУ детского сада № 124 г. Пензы «Гномик».
Статус Программы: нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, который определяет стратегию развития МБДОУ детского сада № 124 г. Пензы «Гномик», цели и задачи, механизмы реализации, основные направления деятельности.
Назначение Программы: Программа предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период; построения целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, создание условий для развития детей с высокими образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Качественные характеристики Программы:
Актуальность – нацеленность на решение ключевых проблем развития МБДОУ.
Прогностичность – ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление образовательной организацией, учет направления развития системы образования, изменений социальной ситуации.
Эффективность – достижение максимально возможных результатов при рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Реалистичность и реализуемость – соответствие требуемых и имеющихся материально- технических и временных ресурсов возможностям организации.
Полнота и целостность – наличие системного образа организации, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития.
Контролируемость – наличие максимально возможного набора индикативных показателей.